5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Может ли некоммерческая организация взять кредит

5 лучших займов для НКО (некоммерческих организаций) в 2020

К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, благотворительные фоны, религиозные организации, другие виды общественных учреждений, предусмотренные законодательством. Они могут быть государственные и частные, федеральные, региональные и муниципальные, малые и крупные корпорации. Возможность получения кредитов таких структур должна быть прописана в уставных документах компаний.

Проблема привлечения дополнительных денежных средств в НКО является актуальной, рассматривается на уровне Правительства РФ. Член президиума Генсовета партии «Единая Россия», говоря о значимости социально ориентированных общественных организаций, высказала мнение о необходимости кредитования социально значимых некоммерческих организаций на льготных условиях.

Где можно получить кредит НКО

Некоммерческие организации, целью которых не является получение прибыли, не могут брать кредиты для финансирования бизнес-проектов. Они должны искать альтернативные методы привлечения денежных средств, при необходимости.

Варианты получения денег НКО:

Общественные структуры выбирают кредитора согласно целевому направлению расходования заемных средств.

Коммерческий банк

Банки неохотно кредитуют НКО в связи с тем, что они в силу своей деятельности не могут подтвердить собственный доход, хотя законодательно отсутствует запрет на выдачу ссуд данным структурам. При предоставлении хорошего обеспечения, наличия гарантий возврата денег, реального бизнес-проекта, банки могут рассмотреть возможность предоставления кредита НКО.

Дополнительно банки могут предоставить кредит на финансирование направления, которое будет в дальнейшем приносить прибыль. Данные программы кредитования рассматриваются банками по стандартным схемам предоставления кредитов по открытию нового бизнеса.

Кредитование администраций на покрытие кассового разрыва в городах и малых населенных пунктах, является одной из форм предоставления кредитов банками. В кредитных организациях практически отсутствуют специализированные программы кредитования администраций, параметры и условия определяются индивидуально по заемщику. В обязательном порядке выставляются следующие требования:

  • наличие в правоустанавливающих документах возможности оформления кредитов в банках;
  • решение уполномоченного органа на получение кредита;
  • закладывание в расходную часть бюджета расходов на уплату процентов и комиссий;
  • предоставление обеспечения в виде залога недвижимости (с согласия собственника), гарантии или поручительства.

Специальная программа на покрытие кассовых разрывах предлагается в Абсолют Банке.

Специальные фонды финансирования

Кроме банков, НКО могут оформлять целевые займы в специальных фондах. Например, СФФ «Наше будущее» предоставляет беспроцентные займы для социально значимых некоммерческих организаций. Для получения денег необходимо составить бизнес-проект, ориентированный на социальную поддержку граждан. Далее среди всех представленных проектов выбираются наиболее актуальные, и на них выделяются средства.

Бюджетные кредиты

На бюджетные кредиты могут рассчитывать администрации поселений. Они предоставляются на покрытие кассовых разрывов из бюджетов муниципальных образований. Для получения бюджетного кредита подается заявка. Сумма определяется при составлении местного бюджета на текущий год. Конкретные условия получения займов прописываются в бюджете муниципального образования.

Микрофинансовые компании

МФО относятся к заемщикам более лояльно, чем банковские структуры.

Особенности предоставления займов НКО:

  • Индивидуальные условия;
  • Залог недвижимости;
  • Поручительство физических, юридических лиц;
  • Без обеспечения.

Частные инвесторы

Частные инвесторы могут профинансировать бизнес-проект НКО. Условия финансирования устанавливаются индивидуально между сторонами. Предложения частных инвесторов размещаются в Интернет. Небольшие суммы предоставляются под расписку, крупные суммы должны быть обеспечены залогом.

В последнее время развиваются дополнительные направления деятельности некоммерческих структур, которые направлены на самофинансирование организаций. В связи с этим, у НКО повышаются шансы на возможность оформления кредитов и займов для финансирования бизнес-проектов.

Ответы на вопросы

Какие существуют дополнительные источники финансирования НКО?

Одним из альтернативных источников получения денег является фандрайзинг. Он представляет собой форму привлечения денежных средств от следующих видов деятельности:

  • Проведение компаний по привлечению инвесторов, добровольцев, для финансирования проектов;
  • Проведение спортивных, развлекательных мероприятий;
  • Сбор пожертвований;
  • Проведение благотворительных аукционов, лотерей;
  • Распределение имущества и средств от благотворительности.

Существуют ли в Сбербанке специальные программы кредитования некоммерческих компаний?

Отдельных программ для НКО в Сбербанке нет. Каждое обращение клиента за кредитом рассматривается в индивидуальном порядке. На решение оказывает влияние наличие расчетного счета компании в банке, обороты по нему, предлагаемое обеспечение, условия проекта финансирования и т. д.

КРЕДИТОВАНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: БИЗНЕС ВО БЛАГО ГЛАВНЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

студент, кафедра Финансового рынка и финансовых институтов ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»,

РФ, г. Новосибирск

АННОТАЦИЯ

Статья в контексте глобальных трендов формирования мировой экономики аргументирует значимость развития и расширения объемов банковского кредитования некоммерческих организаций (НКО), в том числе социально ориентированных НКО. Описывается имеющаяся законодательная база этой деятельности, приводятся некоторые ключевые проблемы и предполагаемые пути решения. Приводятся аргументы целесообразности и перспективности государственной поддержки банковского кредитования НКО.

Какие бы противоречивые и неоднозначные мнения ни высказывались порой специалистами по поводу базовой модели, составляющей основу экономической жизни большинства развитых стран мира, остается очевидным одно: ничего лучше человечество пока не придумало. Все разговоры о «нарастающих пороках» рыночной системы «развитого капитализма», о его негуманности и т. п. напрочь опровергаются одним только наблюдаемым постоянным миграционным потоком, стратегически направленным из так называемых развивающихся стран – в развитые.

Чем привлекают людей ведущие мировые державы – настолько, что некоторые, например, готовы рисковать жизнью в переполненных утлых суденышках, лишь бы только поскорее преодолеть морской простор и оказаться на вожделенном «европейском берегу»? Если не вдаваться в подробности, самое главное: они привлекают потенциалом своих экономик, базирующихся на сверхэффективном производстве. Такое производство способно, в самом широком смысле, «прокормить» огромное число граждан. «Один с сошкой — семеро с ложкой» — эта старая русская пословица, родившаяся в давнее время как яркий образ для изобличения социального паразитизма, сегодня практически утратила свой сатирический смысл, став объективным отражением существующих мировых экономических реалий. Дело в том, что «один с сошкой» дорос до уровня современного высокотехнологичного производителя, и теперь способен, не нуждаясь в помощниках, генерировать такое количество разнообразных материальных продуктов, что при нем могут сытно и безбедно существовать и семь, и может быть, даже десять тех, кто «с ложкой». Такова, повторимся, рыночная капиталистическая экономика — современная, преображенная с учетом многолетних «проб и ошибок», вобравшая в себя лучшие мировые практики, в том числе порожденные другими социально-экономическими формациями.

Читать еще:  Кредит без справок в москве банкиру

А в рамках этой экономики большую, даже основополагающую роль играет финансово-кредитная, банковская система. Ее часто сравнивают с «кровеносной системой» экономики. Опять-таки, можно рассуждать о степени гуманности, справедливости этой системы, но остается бесспорным одно: достойной альтернативы ей пока не придумано, и даже яркий вызов со стороны «майнеров» криптовалют она приняла спокойно: на самом деле, до реальной конкуренции здесь еще очень далеко.

Банковская система – важнейший, тонко отлаженный механизм монетизации, накопления, распределения и перераспределения продуктов мирового материального производства, открывающий возможности как для мобильной концентрации инвестиций и ресурсов на неких прорывных направлениях (в масштабах одного отдельного города, региона, страны или даже всего мира), так и для покрытия материальных потребностей широких слоев населения, преодоления текущих финансовых дисбалансов, и т. п.

Когда лихорадит банковский сектор, начинает «болеть» вся экономика в целом; не случайно правительства всех развитых стран внимательно контролируют стабильность финансово-кредитной сферы, стараясь предотвратить, либо как можно скорее ликвидировать те или иные перебои в ее деятельности. Очевидна сложность и многогранность задачи такого контроля; ведь и стабильность, и необходимая динамика развития банковского сектора зависит от целого ряда факторов: «состояния правовой среды, инвестиций, делового климата, налоговых условий, совершенствования регулирования банковской деятельности и системы банковского надзора, эффективности функционирования системы страхования вкладов, доступности заемных ресурсов, в том числе, внешних. В условиях глобальной экономики эти факторы приобретают особое значение, что подтвердил мировой финансовый кризис, затронувший экономику России. В этих условиях обострилась и проблема недостаточности кредитования реальной экономики» 1

Следует отметить: кредитование является одним из ключевых направлений банковской деятельности. В последнее время прирост активов российских банков обеспечивается преимущественно наращиванием кредитного портфеля за счет увеличения объемов кредитования физических лиц. Так, по данным банковских аналитиков, «за 2018 год выросли кредиты нефинансовым организациям (+5,8%), и весьма значительно – физическим лицам (+22,8%)» [4]

Рост кредитования нефинансовых организаций недостаточен, темпы его низки. Дефицит кредитования реального сектора – серьезная многоплановая тема, способная лечь в основу большого числа исследований; мы далее остановимся лишь на одном из ее аспектов – проблеме кредитования некоммерческих организаций (НКО) и значимости ее решения для общества и государства.

В соответствии с действующим законодательством, «некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками» [6].

Согласно федеральному закону, «некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

…Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, … (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями)… осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации» [6]

В вышеприведенных положениях закона мы легко увидим основную коллизию, на системном уровне препятствующую развитию кредитования некоммерческих организаций. С одной стороны, исходя из прописанных в законе целей, очевидна значимость, ценность НКО для социума – а значит, вполне объективной является ценность финансовой поддержки таких организаций. С другой стороны, именно некоммерческий, не стремящийся к извлечению прибыли характер работы автоматически отталкивает банки от кредитования НКО, заставляя выдавать отказы — хотя никаких законодательных ограничений на кредитование НКО нет.

Стоит напомнить, что банки предоставляют кредиты, опираясь на несколько основных принципов.

«Принцип срочности означает, что кредит должен быть… возвращен в строго определенный срок…

Принцип платности означает, что заемщик должен внести банку определенную плату за временное заимствование денежных средств. Реализация этого принципа… осуществляется через механизм банковского процента. Банку платность кредита обеспечивает покрытие его затрат, …а также …получение прибыли.

Принцип обеспеченности означает, что ссуды должны выдаваться под конкретные материальные ценности, …наличие которых… свидетельствует …о реальности его возврата» [1].

К сожалению, в реальности обеспечить соблюдение упомянутых выше принципов бывает достаточно сложно. Что характерно для НКО?

«Отсутствие бенефициаров или владельцев. Все имущество НКО принадлежит самой НКО. Существуют учредители в ЕГРЮЛ, но это только инициативная группа… Субсидиарная ответственность в случае банкротства не возникает. И привлечь к ответственности кого-либо очень сложно.

Отсутствие прибыли. НКО имеет право получать доход. Но, по закону, НКО занимается деятельностью, приносящей доход для пополнения собственных средств. …Прибыль должна быть вложена в саму НКО на уставные цели, а не передаваться банку…

Проблемы оценки. Ликвидность, рентабельность, доходность — эти финансовые показатели в НКО стремятся к нулю. У НКО нет целей получить прибыль… Так и было предусмотрено законом. Дать НКО возможность работать с минимальной налоговой нагрузкой. …В общем, коммерческие показатели в некоммерческой организации очень плохие, да это и логично» [2].

Среди альтернативных механизмов финансовой поддержки для НКО можно упомянуть, например, лизинг товарно-материальных ценностей (это аренда с последующим постепенным выкупом имущества у собственника), предоставление рассрочки на приобретение товаров, займы третьих лиц, целевое перечисление денег из специализированных фондов и т. д. – но эти механизмы, хотя и являются законными, мало распространены.

Читать еще:  Кредит без справок и поручителей

На наш взгляд, в настоящее время есть возможность существенно увеличить объем банковского кредитования НКО, причем без внесения каких-либо изменений в действующую нормативно-законодательную базу, опираясь на действующие механизмы.

Один из таких механизмов зародился в 2016 году, когда Министерством экономического развития России был подготовлен и представлен на рассмотрение в Правительство РФ и Государственную Думу РФ законопроект «О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Тогда в пункт 3 статьи 31.1 «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления» было предложено ввести подпункт 5, регламентирующий новую форму господдержки социальных НКО. В частности, законопроект предполагал внедрение практики государственных и муниципальных гарантий по обязательствам социально ориентированных НКО (не всех, но самых важных для общества). За счет этого органы исполнительной власти разных уровней получили бы возможность стать поручителем для НКО перед банком. «Одновременно документ предлагал ввести правило, в соответствии с которым власти смогут предоставлять юридическим лицам, тем же банкам и иным финансовым организациям субсидии для последующего предоставления кредита или займа (в том числе на льготных условиях) НКО»[5].

Описанный механизм поддержки, хотя и не в полной мере, позднее получил статус закона. В редакции Федерального закона от 19.12.2016 № 449-ФЗ упомянутый выше подпункт 5 пункта 3 статьи 31.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» содержит следующие положения:

«Оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться… за счет бюджетных ассигнований… путем предоставления субсидий. …Некоммерческим организациям — исполнителям общественно полезных услуг указанные субсидии предоставляются на срок не менее двух лет» [6].

Как видим, прямого указания на использование государственных и муниципальных гарантий в тексте нет, однако прописано важное: поддержка может осуществляться за счет бюджетных субсидий. Субсидия – не что иное, как трансферт для софинансирования расходных обязательств, либо денежные средства, предоставляемые из бюджета в счет юридических лиц, а их не возбраняется направить как на обеспечение кредитных обязательств, так и на субсидирование процентной ставки – чтобы кредит стал доступнее, дешевле для НКО.

Следовательно, для увеличения объемов кредитования социально ориентированных НКО потребуется более активное участие органов власти государственного и муниципального уровней в части субсидирования процентных ставок и обеспечения гарантий по долговым обязательствам НКО – закон позволяет, нужно только использовать данный инструмент. Он сработает лучше, если параллельно удастся еще и усовершенствовать систему получения доходов НКО, ведь низкий уровень доходов затрудняет регулярные плановые выплаты по кредитам, провоцируя почти прямую и стопроцентную «переадресацию» долговых обязательств НКО государственным и муниципальным бюджетам. Да, у подобных организаций не должно быть сверхдоходов, но, вместе с тем, загонять их в условия, заведомо гарантирующие вечное прозябание в бедности, тоже ни к чему, а такие условия ныне просматриваются. Они связаны с тем, «что Минтруд установил низкие тарифы на услуги социально ориентированных НКО, не предусмотрев многих затрат, которые нужно покрывать некоммерческим организациям, чтобы оказывать эти услуги»[3]. Такую заниженную тарификацию нужно менять, повышая тарифы (естественно, в разумных пределах).

Наконец, хотелось бы высказать и пожелание банкам: при формировании кредитной политики постараться учесть в какой-то мере интересы «низкомаржинальных», но важных в социальном плане некоммерческих организаций. Предметно это могло бы выразиться в установлении льготных процентных ставок для соответствующей категории юридических лиц.

Занимаясь привлечением банковского кредитования в НКО, следует внимательно относиться к юридическим тонкостям; порой одна незамеченная деталь в том или ином документе способна обнулить усилия по получению кредита. К примеру, в уставе некоммерческой организации может быть зафиксирован прямой запрет на получение финансирования посредством кредитования. Также запрет брать займы или кредиты может содержаться в решениях ежегодного собрания НКО (форма не имеет значения).

В любом случае, упомянутые проблемы и вопросы вполне преодолимы и решаемы; а в стимулировании именно банковского кредитования НКО – и прежде всего, социально ориентированных НКО – есть большой смысл и явная ценность (которая становится еще выше, если учесть сохраняющееся отсечение определенной части отечественных НКО от зарубежного финансирования, от западных грантов).

Ведь, развивая кредитование НКО, государство и банки совместно включаются в социально-значимую деятельность, важность которой общепризнанна и не нуждается в публичном укреплении авторитета. Кредитование НКО – это кредитование той части реальной экономики, которая не всегда столь прибыльна, как того требуют традиционные банковские регламенты, зато предельно приближена к человеку, к его насущным потребностям, которая верно стоит на страже его интересов и в самые трудные, сложные периоды его жизни – а значит, по-настоящему гуманна, в полном соответствии с высокими ценностями современной цивилизации.

Самофинансирование некоммерческой организации

Самофинансирование некоммерческой организации осуществляется за счет внутренних источников финансирования. К внутренним источникам финансирования относятся доходы от производства товаров и услуг, в том числе через государственный (муниципальный) заказ, доходы от инвестиционной деятельности, включающие доходы от инвестирования целевого капитала, от вкладов на депозитные счета, от владения и реализации ценных бумаг, от сдачи собственности в аренду, включая оборудование, помещения, землю. В случае недостатка собственных источников финансирования деятельности, приносящей доход, некоммерческая организация может привлечь заемные источники финансирования путем получения кредитов в коммерческих банках.

Кредитование – это процесс получения заемных средств у коммерческих банков на условиях срочности, обеспеченности, возвратности и платности.

Кредитование некоммерческой организации

Некоммерческие организации обращаются в коммерческие банки для получения кредитов в следующих случаях:

  • – на развитие деятельности, приносящей доход;
  • – при получении субсидий из бюджетов разных уровней на компенсацию произведенных затрат;
  • – при получении государственного контракта;
  • – при условии софинансирования проекта.
Читать еще:  Как получить образовательный кредит от сбербанка и каковы его условия

Вместе с тем доступ к кредитным ресурсам для некоммерческих организаций весьма ограничен. Банковское кредитование фактически недоступно для некоммерческих организаций, не имеющих в собственности помещений, ценного оборудования и других активов, которые могут быть приняты коммерческим банком в качестве обеспечения кредита. Кроме того, для большинства некоммерческих организаций проценты по кредитам являются слишком высокими.

Более гибкие условия для кредитования некоммерческих организаций предлагают небанковские кредитные организации – кредитные потребительские кооперативы, частные микрофинансовые организации, региональные и муниципальные фонды поддержки малого и среднего предпринимательства.

При микрофинансировании некоммерческая организация может получить займ на следующих условиях:

  • – под залог имущества;
  • – под поручительство третьих лиц;
  • – без обеспечения имуществом и поручительства третьих лиц.

В качестве дополнительного источника финансирования некоммерческая организация может получить заем у учредителей и участников (членов) на взаимовыгодных условиях.

Поиск дополнительных источников финансирования некоммерческими организациями

Одним из основных видов привлечения дополнительных источников финансирования в некоммерческих организациях является фандрайзинг.

Фандрайзинг (от англ. fundraising) представляет собой процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов (человеческих, материальных, информационных и т.д.), которые необходимы для реализации определенного проекта (проектный фандрайзинг) или обеспечения текущей деятельности организации (оперативный фандрайзинг).

Методика фандрайзинга была успешно апробирована за рубежом в качестве поиска дополнительных источников финансирования. Фандрайзинг представляет собой отдельную профессиональную область но поиску дополнительного финансирования. В некоммерческой организации посредством фандрайзинга осуществляется поиск источников финансирования для реализации уставных задач.

К поступлениям от деятельности но привлечению ресурсов относятся:

  • – проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий;
  • – проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований;
  • – проведение лотерей и аукционов;
  • – реализация имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями.

Фандрайзинг является основой формирования нового направления в финансировании некоммерческой организации за счет привлечения средств потенциальных благотворителей, спонсоров и меценатов из числа предпринимателей, частных лиц и государственного сектора управления.

Можно ли некоммерческой организации получить кредит или займ?

Можно ли некоммерческой организации получить кредит или займ?

Мы планируем открыть частную школу (как АНО). Интересует привлечение финансовых средств, поскольку деятельность не связана с прибылью.

Можно ли некоммерческой организации получить кредит или займ?

Может. Законом это не запрещено. Согласно статье 26 ФЗ «О некоммерческих организациях»:

1. Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:
регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
добровольные имущественные взносы и пожертвования;
выручка от реализации товаров, работ, услуг;
дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
поступления денежных средств, предусмотренных частью 4.3 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;

другие не запрещенные законом поступления.
Законами могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.

Единственный нюанс — посмотрите нет ли у Вас по Уставу прямого запрета на получение кредитов или займов. Если нет, то все нормально, в законе запретов нет.

Это уже отдельный вопрос. Первоначально вопрос был у Вас в том, можно ли НКО получить кредит или займ. Получить можно, в законе запретов нет. А вот согласится ли конкретная кредитная организация выдать Вам кредит и на каких условиях — это уже, естественно, надо договариваться с кредитной организацией. Проще говоря, одобрит Вам Банк выдачу кредита и на какую сумму либо не одобрит — это уже с Банком говорить надо.

По поводу деятельности, не направленной на прибыль — это не проблема на самом деле. Закон не запрещает, более того, разрешает АНО заниматься предпринимательской деятельностью, если только такая деятельность соответствует целям, для достижения которых создана указанная организация, и если такая деятельность не является для АНО основной. Это прямо написано все в том же законе о некоммерческих организациях. Ст. 10:

2. Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.

Консультация юриста бесплатно

Здравствуйте, Анна! В вашей ситуации:

1. Статья 26 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ не запрещает НКО брать кредиты (займы) в кредитных организациях

2.Но запрет на оформление кредитов в НКО может содержаться не только в Уставе НКО.Также в НКО на ежегодном собрании может быть вынесено решение о запрете брать кредиты в любой форме. То есть прежде всего следует посмотреть как устав так и протокол последнего общего собрания.

3.Но нередко банки отказывают НКО в оформении кредитов по ряду причин, в часности в соответствии со взаимосвязанными нормами вышеуказанного Федерального закона «О некоммерческих организациях», такими причинами являются-

-Отсутствие владельцев. Все имущество НКО принадлежит самой НКО. Формально указаны учредители в ЕГРЮЛ, но это только инициативная группа, не более с альнейшим формированием органов управления

-То есть- субсидиарная ответственность в случае банкротства не возникает;

— Формально НКО имеет право получать доход. Но эта прибыль должна быть вложена в саму НКО только на уставные цели, а не передаваться банку, для банков это невыгодно, фактичеси у НКО нет целей получения прибыли ;

4.Поэтому самый реальный вариант для НКО получить займ не у банка, а у третьих лиц на основании ст.807 ГК РФ

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector