0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ограничения автомобильного кредита

Выгоден ли автокредит с остаточным платежом

Кредиты с остаточным платежом или с обратным выкупом автомобиля не новинка, но финансовые организации, особенно аффилированные с автопроизводителями, начали активно продвигать его относительно недавно. Девиз таких программ всегда звучит очень бойко: «плати меньше — получай больше». Что это на самом деле — удобный инструмент для потребителя или средство достижения маркетинговых целей и получения дополнительной прибыли?

Согласно данным Национального бюро кредитных историй и аналитического агентства «Автостат», доля машин, купленных с привлечением заемных средств, вернула утраченные в начале кризиса позиции и в первом квартале 2017 года составила 45%. Этому в немалой мере поспособствовала государственная поддержка, позволившая обеспечить низкие процентные ставки по кредитам. Однако и автопроизводители готовы идти на финансовые уступки и делать спецпредложения, чтобы гарантировать себе достойный уровень продаж.

В условиях, когда почти каждая вторая машина покупается в долг, важно обеспечить клиенту привлекательность кредитных продуктов. Или хотя бы ее видимость, поскольку вникать в детали покупатель старается далеко не всегда — исследование Standard & Poor’s говорит, что финансовая грамотность граждан РФ серьезно уступает среднеевропейской. Вот и пестрят сайты автомобильных марок однотипными выкриками, обещающими новую машину всего за несколько тысяч рублей в месяц. Цифры могут быть разными, но они всегда существенно ниже тех, что дают калькуляторы стандартных кредитных программ. Как такое возможно?

Речь о кредитах с остаточным платежом или с обратным выкупом автомобиля. Финансовые организации делают упор на том, что такой тип займов позволит регулярно менять машину, выбирать модель более высокого класса и возвращать банку в месяц ощутимо меньшую сумму, чем при стандартной схеме.

Классический автокредит можно условно разделить на две части — первоначальный взнос, который заемщик делает из собственных средств, и собственно сам долг, который гасится равными ежемесячными платежами. Например, мы хотим приобрести автомобиль стоимостью 2 110 000 руб. по кредитной программе, предусматривающей 11,9% годовых. Мы сразу же оплатим первоначальный взнос в размере 20%, или 422 000 руб., а затем в течение трех лет будем возвращать 1 688 000 руб. долга и начисленные проценты. Калькулятор говорит, что через три года мы вернем банку 2 016 000 руб., то есть процентов набежит на 328 000 руб. Ежемесячный же платеж составит 56 000 руб.

Структура кредита с остаточным платежом или с обратным выкупом сложнее. Покупатель в течение двух-трех лет гасит только часть займа. В конце же срока кредитования ему надо вернуть единым траншем отложенную долю заемных средств, которая оговаривается на момент заключения кредитного договора и может составлять от 20% до 55% от стоимости автомобиля. За счет этого и получаются заметно меньшие ежемесячные платежи, хотя ставка может быть выше. Например, мы делаем за автомобиль такой же первоначальный взнос 422 000 руб., но решаем оставить «на потом» выплату 40% от стоимости автомобиля. В месяц такой вариант нам будет стоить уже только 37 500 руб., что существенно снизит финансовую нагрузку в ближайшей перспективе, однако в день последнего транша мы должны единовременно вернуть 844 000 руб. Сумма немаленькая, подъемная только для людей со строгой дисциплиной, поэтому банки обычно предлагают три варианта ее погашения.

Самый простой — выплатить остаток из собственных средств. После этого автомобиль переходит в полное владение покупателя и с него снимаются все обременения. Такая схема выгодна, если отложенные на последний транш деньги работали и генерировали доход в течение срока кредитования в большем размере, чем разница в уплаченных процентах между двумя типами займа, классическим и с остаточным платежом.

Если полной суммы на погашение остаточного платежа не набирается, заемщику могут предложить продолжить выплачивать его частями еще в течение двух лет. Однако это менее выгодно, особенно при большой отложенной выплате, чем если бы заемщик изначально соглашался на пятилетний кредит по стандартной схеме. Ведь проценты начислялись на всю сумму кредита, а его тело уменьшалось медленно. В нашем случае мы уже отдали процентов на 505 000 руб. и потеряем на них еще больше за два дополнительных года. Также мы будем вынуждены тратиться на страховку, поскольку предмет залога должен быть защищен от рисков. Кроме того, ставка по кредиту на дополнительный период может быть изменена, естественно, в большую сторону, а пролонгация является правом, а не обязанностью банка — он может ее и не одобрить.

Третий вариант — самый неопределенный. По окончании срока кредитования банк предлагает сдать машину в трейд-ин, а разницу между ценой выкупа и размером остаточного платежа пустить на первоначальный взнос за новый автомобиль, подсаживая на новый заем и откладывая окончательный расчет на все более далекую перспективу. Однако тут много переменных. Во-первых, не всегда банк обязуется принять автомобиль обратно, некоторые программы предлагают самостоятельно договариваться с центрами трейд-ин. За гарантированный же выкуп, как правило, приходится расплачиваться повышенной ставкой на период кредитования — например, плюс 1% к программе с остаточным платежом и плюс 2% — к классической. Во-вторых, трудно определить, какая действительно будет предложена цена через три года. На момент подписания договора фиксируется только максимальная, минимальная или точная сумма выкупа, но она в любом случае будет корректироваться, поскольку зависит от состояния автомобиля и его пробега. И точно не достигнет уровня рыночной — в трейд-ин машины оценивают всегда ниже, чем торгуют частники. Например, рекомендованная остаточная стоимость трехлетнего автомобиля класса D со среднегодовым пробегом 20 000 км составляет 58% от цены нового, хотя если заниматься продажей лично, можно выручить минимум процентов на десять больше. В большинстве случаев, однако, сделать это мы не можем — машина ведь находится в залоге до полного погашения обязательств перед банком.

Читать еще:  Какой кредит считается чужим

Может быть и так, что сумма выкупа совпадет с размером остаточного платежа. Тогда выходит что-то вроде лизинговой схемы — в течение трех лет мы будто просто оплачивали аренду машины. Период кредитования закончился, и никто никому ничего не должен. Но деньги на первоначальный взнос нам не вернулись, а автомобиль мы сдали и остались при своих.

Есть и крайние случаи. Отдельные кредитные продукты оговаривают условие, что выкупная стоимость может быть даже ниже остаточного платежа, а это накладывает на покупателя обязательство компенсировать разницу. Стоило ли платить в месяц меньше, чтобы остаться должным?

Получается, что схема выгодна аккуратным заемщикам, которые выбирают популярные и мало теряющие в стоимости автомобили. Или же тем покупателем, которые используют машину для заработка. Остальным на первоначальный взнос за новую и более дорогую модель, как обещает реклама, средств может и не хватить.

Таблицу к статье можно посмотреть на сайте источника .

Чем грозит покупка кредитного автомобиля

Продажа кредитных автомобилей запрещена законом, однако мошенникам это не мешает их продавать. Попадаются на злую удочку, как правило, несведущие покупатели и те, кто пренебрегает проверкой автомобиля перед покупкой. Когда после сделки приходит письмо из банка или суда, локти кусать уже поздно. Увы, и машину отберут, и денег не вернут. Давайте разбираться, чем отличается кредитное авто от залогового. И почему его так важно проверить.

Содержание

Чем отличается кредитное авто от залогового

Что значит кредитный автомобиль? Это машина, купленная в кредит. На момент оформления сделки она является собственностью банка и одновременно находится в залоге у банка. Иначе говоря, если вы не выплачиваете долг, банк забирает у вас авто. Если возвращаете всё до копеечки, автомобиль ваш.

Авто в залоге – понятие более широкое. Залоговая машина может находиться как в автокредите, так и выступать залогом под частные займы у финансовых организаций. Только во втором случае официальным собственником авто будет не банк, а сам заёмщик. И отобрать у него машину в случае просроченной задолженности будет гораздо сложнее, но всё-таки возможно.

Автомобиль принято считать самым ликвидным залогом, поэтому банки с удовольствием одобряют большие суммы в кредит под залог транспортного средства.

Нюансы автокредита

Автокредит — это всегда большие переплаты. Банки формулируют условия так, чтобы получить максимум выгоды и снизить риски потери денег.

Какие есть нюансы при оформлении авто в кредит:

    • Чаще всего при оформлении кредита участвует продавец – дилер или автосалон, нацеленный на собственную выгоду. Услуги по регистрации авто дилер возьмет на себя и попросит за это определенную сумму.
    • Финансовые организации устанавливают различные комиссии (за досрочную оплату, предоставление информации и т. д.), о которых предпочитают указывать очень мелким шрифтом.
    • Если воспользоваться государственной программой автокредитования, можно сэкономить. Но под её условия подходят не все, плюс она также предусматривает переплаты.

Эти и другие минусы автокредита говорят о том, что если вы купите авто в кредите, то вас обяжут выплатить чужой долг за машину со всеми имеющимися процентами и переплатами.

Как автомобиль оказывается в залоге у банка

Все случаи, когда машина попадает в залог к банку, связаны с финансовыми займами. Это либо кредит на личные нужды, либо денежный займ на автомобиль.

    • Автокредитование. При оформлении кредита на покупку машины, как правило, банк берет в залог само авто до окончательного погашения долга.
    • Займ наличными под залог ПТС. Если ставить под залог автомобиль, то шансы получить кредит с низким процентом очень высоки. Вероятность его одобрения также возрастает. При прекращении выплаты долга банк требует у заёмщика машину в счет погашения кредита.

Владелец не имеет права продавать, обменивать или оформлять в подарок кредитные автомобили до полного погашения кредита. Новый покупатель не всегда догадывается, что автомобиль в залоге. В ГИБДД данных о залоговом имуществе нет, поэтому авто легко регистрируют.

Что будет, если купить автомобиль в залоге у банка

Дмитрий Белов, директор департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр»:

«Если автолюбитель приобрел кредитную или залоговую машину, все долги, разумеется, переходят к нему. Но известно об этом становится тогда, когда банк обращается в суд для взыскания задолженности. Единственный выход из этой ситуации – подача встречного иска к продавцу, однако гарантии на решение проблемы небольшие.

Покупатель может приобрести неисправный б/у автомобиль, но сознательно покупать кредитную машину никогда не будет, так как сильно рискует остаться без авто, и без денег. Поэтому очень важно проверять машину перед сделкой на кредит и залог. Это не отнимет много времени, но поможет не попасться на уловки мошенников и недобросовестных продавцов».

Реальные истории о покупке кредитных авто

Валерий:

«В 2013 году у меня появилась машина. О том, что авто кредитное, не знал, пока спустя год мне об этом не сообщили на посту ДПС в Брянской области, а я житель Москвы. Банк обратился в суд, чтобы взыскать залоговый автомобиль. По решению суда машину изъяли. Я подал заявление на человека, продавшего мне автомобиль. До сих пор этого мошенника не нашли».

Читать еще:  Кто может получить кредитку

Михаил:

«Купил аварийную машину по генеральной доверенности. Сначала сказали, что ПТС находится у страховой компании, потом вообще объявили, что он утерян. Я восстановил техпаспорт. Подвоха не заметил. Затем выяснилось, что машина в кредите, и бывший владелец оплатил только две трети всего долга. А осталось еще более 250 тысяч! В общем, только недавно я смог рассчитаться с этим кредитом самостоятельно. Вот так меня одурачили!»

Как проверить, кредитный автомобиль или нет

Проверить кредитный автомобиль можно с помощью сервиса «Автокод». Если машина приобреталась в кредит, то, вероятнее всего, она находится в залоге у банка. При выдаче займа VIN залогового авто заносится в базу залогов нотариуса. Автокод имеет доступ к реестру залогов в Федеральной нотариальной палате, где и указана вся информация о кредитных машинах. В полном отчете об автомобиле обратите внимание на пункт «Информация о нахождении в залоге у банков».

Какие еще преимущества имеет Автокод:

  • Помимо данных о кредите, вы получаете развернутый отчет со всей важной информацией об авто (аресты, ограничения, ПТС, ДТП и т.д.).
  • Данные проверяются по официальным источникам – реестр залогов в Федеральной нотариальной палате, ГИБДД и др.
  • Проверка авто занимает 5 минут.
  • Мобильное приложение позволяет осуществить проверку машину прямо во время сделки.
  • Сервис проверяет авто, зарегистрированные на всей территории РФ.

Шансы потерять авто и деньги велики, если наткнуться на кредитную машину при покупке. Чтобы быть абсолютно уверенным во время сделки, советуем проверить автомобиль на кредитные и залоговые обременения.

Больше информации о проверке автомобиля читайте в нашей бесплатной электронной книге.

Возраст б/у автомобиля при покупке в кредит

Большинство программ автокредитования содержат условия зависимости процентных ставок и первого взноса от возраста автомобиля. Как правило, на окончание кредита автомобиль не должен превышать 7-15 лет от года выпуска, указанного в ПТС. Почему для банка возраст кредитуемого автомобиля имеет существенное значение? Каким образом срок эксплуатации влияет на выбор кредитной программы, стоимость кредитования и первый взнос?

Срок эксплуатации автомобиля и возвратность кредита

Для банка определенной гарантией возврата кредита выступает сам автомобиль, так как является залогом по кредитному договору. В случае отказа заемщика платить по кредиту банк погашает предоставленный кредит за счет средств, полученных от продажи залога, т.е. — автомобиля. Решая вопрос, предоставить кредит или нет, Банк, в том числе, оценивает (если такая необходимость вдруг, не дай бог, наступит) вероятность (способность) быстрой продажи залога по максимально возможной стоимости. Подобными качествами при прочих равных условиях обладает сравнительно «молодой» автомобиль.

Таким образом, возраст автомобиля для банка является одним из важных критериев при рассмотрении возможности предоставить кредит. Другими словами, кредитование относительно «молодых» автомобилей уменьшает кредитные риски за счет повышения возвратности предоставленных кредитов. Вывод: меньший срок эксплуатации приобретаемого автомобиля рассматривается как дополнительный аргумент в пользу одобрения заявки.

Про возвратность кредита и страхование залога по КАСКО

Общеизвестно, что любое транспортное средство в процессе эксплуатации может быть повреждено или безвозвратно утеряно в результате полной конструктивной гибели при аварии или хищении. В первом случае возможная стоимость продажи залога снижается, во втором — продавать уже нечего. Предотвратить возможность утраты частичной или полной стоимости залога призвано комплексное автомобильное страхование.

Таким образом, КАСКО служит инструментом восстановления или полного возмещения стоимости автомобиля, повышает возвратность кредитов и является еще одним важным критерием возможности предоставления кредита. Вывод: страхование залога служит существенным аргументом в пользу принятия банком положительного решения предоставить кредит.

Актуальность КАСКО с точки зрения возраста авто

Рассмотрим возраст автомобиля с точки зрения целесообразности и возможности страхования КАСКО. Для этого попробуем ответить на вопрос: «почему автомобиль старше 7-8 лет эксплуатации на страхование КАСКО страховщики принимают не охотно или отказываются, а владельцы автомобилей в большинстве своем КАСКО не страхуют»?

Стоимость восстановительного ремонта автомобиля с увеличением срока его эксплуатации относительно повышается и для компенсации страховщики вынуждены повышать тариф. По мере эксплуатации автомобиля одновременно с рыночной стоимостью снижается и его ценность для владельца. Стоимость страхования автомобиля «в возрасте», заявленная страховщиками, оценивается владельцами как не адекватная ситуации. Другими словами, «цена вопроса» страхования старых авто по объективным экономическим причинам не может быть меньше у страховщиков, но не устраивает владельцев авто.

Ограничение возраста авто по автокредитам с КАСКО

Соответственным образом действуют банки, определяя условия программ автокредитования с КАСКО. Не сложно убедится, что предельный возраст иномарки, подлежащей страхованию, у большинства страховщиков — 8-9 лет практически совпадает с ограничениями банка возраста автомобиля по условиям автокредитов с КАСКО. В результате, кредит с обязательным страхованием КАСКО например, сроком на 3 года можно взять, покупая автомобиль не более 5-6 лет эксплуатации, а кредит сроком на 5 лет актуален для 3-4 летнего авто.

Автокредит без страхования авто

Теперь об автокредите без обязательств перед банком застраховать автомобиль по КАСКО. Возможный возраст автомобиля по кредиту без КАСКО увеличивается до 15 лет на момент полного погашения. Как видим, предельный возраст автомобиля увеличивается в 2 раза. В результате кредит без КАСКО сроком на 3 года можно взять, покупая 12-ти летний автомобиль.

Читать еще:  Как узнать кредитный авто или нет

В отсутствие страхования залога банк стремиться уменьшить риски невозврата кредита каким-либо иным способом. Как правило, таким способом выступает увеличение первого взноса по сравнению с вариантом со страхованием. Так например, если при кредите с КАСКО минимальный первый взнос 15% от стоимости автомобиля, то без КАСКО уже 25%.

Выводы

Банк заинтересован в сохранении залога — автомобиля как гарантии возрата кредита. Возможность быстрой продажи «молодого авто» + возможность его страхования по КАСКО делает автокредит для банка минимально рисковым видом кредитования. Соответственно, процент по такому кредиту более низкий. В цифрах: по кредиту с КАСКО кредитный процент составляет 12-15%/год., тогда как без КАСКО 18-25%/год.

Принимая во внимание предельный возраст автомобиля страхуемый по КАСКО, при покупке автомобиля от 8 лет эксплуатации необходимо выбирать автокредит без КАСКО. Без КАСКО возможно приобрести автомобиль значительно большего возраста, но ставка процента будет несколько выше, а первый взнос больше.

Выбирая автомобиль для покупки в кредит важно учитывать, что от срока его эксплуатации зависят:

  • вероятность одобрения кредита: при прочих равных условиях банк в большей мере настроен на выдачу кредита для покупки авто меньшего возраста.
  • расходы на обслуживание кредитного долга: по кредиту с КАСКО (без учета затрат на КАСКО) переплата меньше чем без КАСКО.
  • размер минимального первого взноса: по кредиту без КАСКО первый взнос в два раза больше, чем с КАСКО.

Разрешенное использование автомобиля при автокредите

ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА КРЕДИТ И БЫСТРО УЗНАТЬ РЕШЕНИЕПокупка автомобиля в кредит предполагает ограничения в его использовании. Потенциальные заемщики редко о них задумываются, а банки сами не всегда уделяют должное внимание проверке исполнения условий договора, особенно в тех случаях, когда обязательства но нему выполняются исправно.

Но в случае возникновения каких-либо проблем, например, просрочек по платежам, такие нарушения могут стать поводом для досрочного истребования долга либо повышения процентной ставки. Если автомобиль новый и не потерял в цене, то банк с легкостью найдет способ его реализовать, а с нерадивого заемщика еще и высудить дополнительные штрафы и компенсацию ущерба.

Регистрационные действия

Первая группа ограничений следует из факта залога автомобиля, соответственно, известна большинству заемщиков. Машину не получится переоформить на другого человека (продать либо подарить), также как будет сложно произвести любые регистрационные действия.

Банки, как правило, предоставляют в ГИБДД сведения о наличии обременения. Но иногда бывает, что просто подписывается договор залога, а покупатель сдает ПТС на хранение в кредитное учреждение. Таким образом, отсутствие оригинала документа о собственности препятствует каким-либо регистрационным действиям.

В то же время по закону собственник имеет право получить копию ПТС, а также заменить его в случае утери. Именно поэтому некоторые банки включают в свои договоры пункт о запрете на получение копии документа в ГИБДД.

В качестве санкции – расторжение договора и досрочный возврат долга с возможной компенсацией ущерба банку.

Ограничения в использовании

О второй группе запретов люди, купившие автомобиль в кредит, обычно даже не задумываются. Хотя в договорах они четко прописываются. К ним относятся следующие требования:

  1. Не сдавать авто в аренду. Также может быть запрещено любое коммерческое использование машины: перевозка грузов, услуги такси и т.д. Исключение составляют кредиты на коммерческий транспорт, лизинг, продукты для бизнеса. Подобные же ограничения могут быть прописаны в договоре страхования КАСКО, который обычно является обязательным приложением к автокредиту.
  2. Не выезжать в другой город, регион, страну. Как правило, запрет ограничен территорией проживания и работы заемщика. Это важно учитывать, если вы решили совершить путешествие на кредитном автомобиле по Европе либо даже городам России. Как правило, запрет является не категоричным, но требует уведомления или согласования с банком.
  3. Не менять место хранения. По условиям договора сотрудники банка, а также страховой компании имеют право в любой момент проверить наличие у вас автомобиля и его состояния. При получении кредита и покупке страховки указывается адрес постоянного нахождения авто. Любая его смена требует обязательного согласования с банком и/или страховой компанией.
  4. Не передавать третьим лицам. Имеется ввиду даже право на управление машиной. Обычно при заключении договора с банком согласовывается список допущенных к управлению лиц. Любые изменения запрещены без согласия банка.
  5. Перекрашивание и изменение комплектации. Некоторые банки запрещают менять цвет автомобиля, а также производить замену деталей на не оригинальные. Суть запрета – риск снижения первоначальной стоимости машины. В принципе, он касается любого переоборудования. Также кредитор может придраться к обслуживанию в неофициальном сервисе и поднять, как минимум, требования к страховой сумме.

Все указанные ограничения призваны снизить риски для банка и не позволить ему потерпеть убытки. Поэтому, если кредит исправно и вовремя выплачивается, нарушение правил использования обычно остаются незамеченными. Но во избежание возможных проблем все-таки не рекомендуется ими пренебрегать, поскольку формально несоблюдение условий договора дает противоположной стороне право на его расторжение и истребование связанных с этим убытков.

Если же вы не хотите терпеть неудобства из-за запретов и использовать вашу собственность по своему усмотрению, то выходом будет обычный потребительский нецелевой кредит. Ставка и требования по нему чаще всего выше, зато не нужно КАСКО и совершенно не важно, на что вы потратили деньги и как пользуетесь покупкой.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector