1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Банков с сомнительными операциями в россии стало меньше

Какие ваши операции банк посчитает сомнительными из-за рекомендаций ЦБ

Банк России выпустил методические рекомендации о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма от 21.07.2017 г. № 18-МР. Какие операции клиента могут попасть в ранг сомнительных?

Напомним, что сейчас банки имеют право блокировать счет клиента в случае выявления признаков, установленных как Федеральным законом от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее по тексту – Закон №115-ФЗ), так и рекомендациями Росфинмониторинга и ЦБ РФ (Письмо Банка РФ от 31.12.2014 г. №236-Т).

Например

Банкам предоставлено право отказать в выполнении распоряжений клиента в совершении операций по счету не только в случае непредставления документов, необходимых для фиксирования информации, но и в случае возникновения соответствующих подозрений относительно проводимой операции (п.11 ст.7 Закона №115-ФЗ).

Перечень сделок, подлежащих обязательному контролю со стороны банка, приведен в ст.6 Закона №115-ФЗ. Например, операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма сделки равна или превышает 600 тыс.рублей (либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс.рублей, или превышает ее).

В рамках реализации Закона №115-ФЗ ЦБ РФ были выпущены очередные Рекомендации по контролю за сомнительными операциями клиента.

Важно!

Данные Рекомендации содержат свод ориентиров, которые должны использовать банки при управлении риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Перечень подозрительных операций

1 фактор

Со счета клиента не производятся выплаты заработной платы работникам компании, а также связанные с ними перечисления НДФЛ и страховым взносам.

Кроме того, если производимые платежи компании не соответствуют среднесписочной численности сотрудников и (или) свидетельствуют о занижении реальных сумм заработной платы (налогооблагаемой базы), то такая операция также подпадает под критерий сомнительной.

Сам же критерий признака, свидетельствующего о том, что по счету компании уплата налогов или других обязательных платежей не осуществляется (либо осуществляется в незначительных размерах), не сопоставимых с масштабом деятельности владельца счета, предусмотрен в ранее выпущенных методических рекомендациях ЦБ РФ от 13.04.2016 г. №10-МР «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов», от 02.02.2017 г. №4-МР «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов».

Важно!

То есть фактически банк должен сопоставлять показатели реальной заработной платы со среднесписочной численностью компании.

Банк должен взять под контроль ситуацию, когда ФОТ клиента установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума, а по счету осуществляется уплата НДФЛ, но не уплачиваются страховые взносы.

Важно!

В качестве критерия достаточности налоговых платежей (взносов) банкам рекомендуется исходить из значения, приближенного к 0,9% от дебетового оборота по счету клиента, либо незначительно превышающего данное значение.

2 фактор

Остатки денежных средств на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимыми клиентом по счету.

Но у клиента могут быть временные финансовые трудности либо его финансово-хозяйственная деятельность носит сезонный характер.

3 фактор

Основания платежей, производимых по счету клиента, не имеют отношения к затратам, присущим хозяйствующим субъектам, занимающимся заявленными клиентом при открытии/ведении счета видами деятельности.

Со счета не производятся платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности клиента (например, арендные платежи, платежи в счет уплаты коммунальных услуг, закупки канцелярских товаров и другие).

Отсутствует связь между основаниями преобладающих объемов зачисления денежных средств на счет клиента и основаниями последующего их списания.

Резкое увеличение оборотов по счету клиента, превышение заявленного при открытии (ведении) счета клиентом максимального оборота денежных средств.

Фактически банк должен контролировать как осуществляется предпринимательская деятельность клиента, какие виды доходов получает компания и какие при этом несет расходы.

4 фактор

Денежные средства зачисляются на счет клиента от контрагентов-покупателей по договорам за товары и услуги с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС (операциям по реализации товаров, оказанию услуг, передаче денежных средств в обеспечение обязательств, предоставлению займов, реализации лома металлов).

Но данная ситуация связана с особенностью финансово-хозяйственной деятельности клиента. Например, если компания приобретает товары (работы, услуги) с НДС, а впоследствии осуществляет операции по реализации лома, то в одном из периодов может возникнуть только вычет НДС.

5 фактор

IP-адрес, MAC-адрес, номер SIM-карты, номер телефона и (или) иной идентификатор устройства, с которого клиент получает доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью осуществления переводов денежных средств совпадает с адресами сомнительной фирмы (счета которой были закрыты банком в рамках реализации «противолегализационных» мероприятий).

При выявлении таких факторов банк относит такого клиента к категории повышенного риска и реализовывает в отношении него мероприятия, направленные на минимизацию риска отмывания.

Важно!

С целью единообразного применения банками кодов видов признаков, указывающих на необычный характер сделки, ЦБ РФ в Рекомендациях приводит свод наиболее распространенных типов сомнительных операций с присвоенными кодами вида признака операции. Например, сомнительной операции «перевод денежных средств за рубеж в крупных размерах в пользу нерезидента по операциям, связанным с покупкой векселей» присвоен код 1805.

Как уже было отмечено в начале статьи, это не первые (и не последние) рекомендации ЦБ РФ в части контроля за деятельностью клиента.

Таким образом, обслуживающий банк наряду с налоговыми органами, становится еще одним контролирующим органом. Причем контроль охватывает как хозяйственные операции, производимые клиентом, так и его налоговые платежи (взносы).

Банков с сомнительными операциями в россии стало меньше

Сегодня лицензий лишились еще две российские кредитные организации — Интрастбанк и Банк24.ру. И вновь основной причиной такого решения Банка России явилось проведение банками «сомнительных операций» в крупных размерах. Показательно, что в кризис 2008 года Банк24.ру стоял на пороге отзыва лицензии, но тогда было решено провести его санацию. Теперь действия ЦБ стали жестче.

Читать еще:  Зачем нужен сбербанк онлайн

Банк России отозвал лицензии еще у двух коммерческих банков — Интрастбанка и Банк24.ру. Оба входят в третью сотню российских банков по величине активов и являются участниками системы страхования вкладов. По данным бухгалтерской отчетности, объем средств на счетах физических лиц Интрастбанка по состоянию на 1 сентября составлял 5,03 млрд руб., сократившись за месяц на 1,2 млрд руб. У Банк24.ру объем вкладов существенно меньше — всего 760 млн руб.

Как ЦБ продолжает отзывать банковские лицензии

Одной из причин отзыва лицензии Интрастбанка явилась его неспособность обеспечивать «своевременное исполнение обязательств перед кредиторами», отмечают в ЦБ. В частности, по состоянию на 1 сентября, объем не проведенных банком платежей клиентов превысил 236,6 млн руб. При этом, по данным Банка России, «руководители и собственники кредитной организации не приняли действенных мер по нормализации ее деятельности и восстановлению финансового положения». Впрочем, Интрастбанк приостановил выдачу вкладов еще в конце августа — их можно было получить только по предварительной записи.

Банк24.ру, по данным ЦБ, не соблюдал «требований законодательства в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части своевременного направления в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю». При этом оба банка, по данным Банка России, были вовлечены в проведение «сомнительных операций» крупного объема. Причем если Интрастбанк проводил такие операции безналично, то Банк24.ру — как с безналичными, так и наличными средствами. На сайте Банк24.ру, до того как он прекратил работу, появилось сообщение, что отзыв лицензии произошел «из-за несоблюдение банком законодательства в области противодействия доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, то есть за “обнал” и “транзит”».

«Банков становится меньше, и данная тенденция будет продолжаться»

Во время кризиса 2008 года Банк24.ру удалось избежать банкротства. Шесть лет назад банк столкнулся с проблемой ликвидности в связи с оттоком средств клиентов. Но тогда Агентство по страхованию вкладов совместно с Пробизнесбанком подписали соглашение о финансовом оздоровлении банка. В результате в мае 2011 года санация была завершена, а Банк24.ру вошел в банковскую группу «Лайф». Впоследствии банк вышел из группы, однако основными собственниками банка (через компании Privera Holdings Limited и ООО «Аливикт») являются крупнейшие собственники Пробизнесбанка.

С начала года Банк России отозвал лицензии у 57 банков, из которых 39 входили в систему гарантирования вкладов с общим объемом средств физических лиц, превышавшим 174 млрд руб. По 36 страховым случаям Агентство по страхованию вкладов осуществило выплаты на сумму свыше 143 млрд руб.

Директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев в эфире «Ъ FM»: «ЦБ периодически зачищает кого-то из банковской системы, точно сказать, к кому придет палач, нельзя, но процесс идет. Мы видим дальнейшую концентрацию капитала в руках, прежде всего, госбанков. Это снижает конкуренцию, это увеличивает позиции госбанков на рынке. Соответственно, в условиях санкций и так далее это усиливает финансовую мощь государства». Читайте подробнее

Кого затронула расчистка банковского сектора

Проводимая Банком России расчистка банковского рынка от сомнительных и неустойчивых игроков аукнулась и банкам с иностранным капиталом. Согласно свежей статистике ЦБ, по итогам второго квартала отзыв лицензий и санация таких игроков впервые за долгое время сыграли заметную роль в снижении общей доли нерезидентов в уставном капитале российских банков. Впрочем, расчистка в этом сегменте рынка вряд ли будет масштабной. Читайте подробнее

За что еще ЦБ будет наказывать банки

ЦБ продолжает бороться с сомнительными операциями банков, объем которых за последние три квартала уже снизился. Если раньше жестко каралось проведение сомнительных операций накопительным итогом за квартал, то теперь санкции банкам грозят даже за разовые сомнительные сделки. Читайте подробнее

ЦБ ужесточил борьбу с сомнительными операциями в банках

О том, что ЦБ снова ужесточает подход к оценке высокой вовлеченности банков в проведение сомнительных операций, регулятор сообщил в письме своим территориальным подразделениям, опубликованном в «Вестнике Банка России». Согласно письму оценка качества борьбы банков с сомнительными операциями за четвертый квартал этого года будет проводиться по следующим критериям. Высокой вовлеченностью будет считаться такая, при которой оборот по сомнительным операциям превысит 2% оборота банка по всем клиентским операциям либо если указанные операции составят в абсолютном исчислении 1 млрд руб. за квартал.​

Это уже четвертое ужесточение за последние несколько лет.

Целенаправленный вывод с рынка игроков, активно осуществляющих сомнительные операции, ЦБ начал осенью 2013 года, через несколько месяцев после того, как его главой была назначена Эльвира Набиуллина. Впервые регулятор обозначил, что понимает под высокой вовлеченностью банков в сомнительные операции, в письме 172-Т от 4 сентября 2013 года. Согласно документу немедленному отзыву лицензии (или второй по жесткости санкции в виде оперативного запрета на привлечение вкладов) подлежали банки, у которых доля сомнительных наличных операций в объемах дебетовых оборотов по счетам клиентов за последний квартал превышала 5% либо объем сомнительных безналичных операций был более 5 млрд руб.

Как пояснял тогда зампред Банка России Михаил Сухов в интервью «Коммерсанту», задав количественные критерии существенности объема сомнительных операций и одновременно установив жесткие и оперативные меры воздействия при его превышении, ЦБ начал «новый этап надзорной работы, получивший на рынке хлесткое определение «расчистка».

При этом под сомнительными операциями Банк России понимает операции, не имеющие явного экономического смысла и очевидных законных целей, проводимые для вывода активов из страны, уклонения от налогов, финансирования противозаконных проектов.

Читать еще:  Два московских и один банк из ленинградской области потеряли лицензии

Как впоследствии разъясняли представители ЦБ, установленные в письме количественные планки сомнительных операций не означают, что их проведение в меньших объемах регулятор считает допустимым. Как поясняет топ-менеджер банка из топ-10, установленный ЦБ минимум не означает, что банкам дозволено проводить такие операции в рамках этого лимита, а выше — нет. «Превышение лимита означает, что к банку однозначно будут применены жесткие надзорные меры, вплоть до крайней — отзыва лицензии», — говорит он.

Результаты нового подхода ЦБ к борьбе с сомнительными операциями, проходящими через банковский сектор, не заставили себя ждать. По оценкам ЦБ, во втором полугодии 2013 года удалось сократить на треть объем обналичивания и более чем вдвое объем вывода денег за рубеж.

По мере ужесточения борьбы ЦБ с сомнительными операциями данные лимиты поступательно снижались. В 2014 году — до 4% и 3 млрд руб., в 2016-м — до 3% и 2 млрд руб. соответственно, и сейчас — до указанных значений. В идеале Банк России планирует довести их до нулевых значений.

Последние результаты этих действий в интервью «Российской газете» обнародовал зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин: «Мы оцениваем объем вывода денежных средств за рубеж по сомнительным основаниям за этот период на уровне 15,2 млрд руб. При этом в четвертом квартале прошлого года этот показатель составлял 36,9 млрд, а в первом квартале 2016 года — 64 млрд. По обналичиванию мы можем говорить уверенно, что снижение идет, но не настолько быстро. За первый квартал мы оцениваем обналичку в сумме около 90 млрд руб. против 105 млрд в четвертом квартале 2016 года», — указывал он.

Впрочем, как неоднократно заявляли представители власти, из банков сомнительные операции переходят в другие секторы экономики.

Тему сомнительных операций банкиры традиционно соглашаются комментировать неофициально. По их мнению, эффект от нынешнего шага будет, но среднесрочным. «После понижения порога клиенты, которые нацелены на теневые операции, будут привыкать к новой системе, — говорит банкир из крупной кредитной организации. — Сейчас такие клиенты приноровились к действующим алгоритмам и фильтрам, в частности, проводят операции в объемах менее установленных ЦБ лимитов, а для выполнения крупномасштабных заказов несколько банков просто-напросто кооперируются. Изменение же порога приведет к перенастройке этих алгоритмов, и клиентам какое-то время будет трудно подстроиться».

Полностью искоренить сомнительные операции, по мнению представителей профессионального сообщества, не удастся. «Есть мнение, что сомнительные операции легче проводить в крупных банках, потому что там работает эффект масштаба, который позволяет неблагонадежным клиентам попросту теряться», — говорит собеседник РБК из банка топ-20.

Впрочем, у ЦБ есть и другие инструменты борьбы с сомнительными операциями. С июня 2017 года Банк России начал рассылать банкам списки неблагонадежных клиентов, операции которых требуют пристального внимания.

Тем не менее «снижение сомнительных операций до нуля — это утопия: они будут проводиться в той или иной форме, пока в них есть потребность», резюмирует один из собеседников РБК на банковском рынке.

Сомнительные операции: что это такое

Клиенты банка и некоторых других кредитно-финансовых организаций могут столкнуться с ситуацией, когда к их сделкам по счетам и картам со стороны менеджера возникает повышенный интерес. Сотрудники объясняют это соблюдением Российского законодательства во исполнение закона противодействия легализации доходов и содействие терроризму. Поэтому они обязаны обращать внимание на сомнительные операции. Но что это такое сомнительные операции, какие у них признаки и почему привычные сделки могут вызывать такой интерес, разъяснит Бробанк.

Что такое сомнительные операции

Любая банковская операция, транзакция или сделка, которая противоречит законодательству или производит впечатление заведомо невыгодной для клиента, называется сомнительной. При помощи таких распоряжений, отданных банку, гражданин или компания пытается вывести деньги с территории Российской федерации или избежать налогообложения.

Однако сомнение могут вызывать не только нелогичные операции или длинные цепочки пересылок средств. Даже самые обычные и повседневные сделки подлежат повышенному вниманию со стороны банка, если их сумма превышает 600 тысяч рублей или эквивалент в иностранной валюте. Этот предел установлен в ФЗ №115 от 07.08.2001 г.

Сотрудники банка обязаны не только выявлять сомнительные или необычные, с точки зрения бухгалтерских проводок, операции, но и классифицировать их. При этом специалисты анализируют:

  • клиентские связи гражданина или компании, попадающей под подозрение;
  • место регистрации клиента или его контрагента;
  • территорию проведения транзакции.

Всем сотрудникам банков и других финансовых организаций доводят перечень стран, которые находятся на особом контроле. А также список компаний и лиц, которых подозревают в участии в отмывании денег, полученных преступным путем, либо в содействии терроризму.

По каким признакам операцию относят к сомнительным

Все безналичные операции в РФ проходят с участием банка или кредитных организаций, получивших лицензию от Центробанка. Не каждая транзакция проходит через «живого» специалиста. Часть сделок, вызывающих сомнение, отслеживают специализированные встроенные системы. Но если операция проходит с участием сотрудника, то он может обратить внимания не некоторые особенности поведения. А также другие характеристики сделки, вызывающие сомнения, например:

  • клиент без объяснения причин отказывается предоставить сопроводительные или пояснительные документы по операции;
  • владелец больших остатков на счетах проявляет излишнюю торопливость, когда подает документы на снятие наличных;
  • клиент дает одновременно несколько платежных поручений на перевод крупных сумм разным получателям физлицам или непонятным конечным адресатам внутри страны или за пределы государства;
  • держатель счета пренебрегает выгодными для него предложениями от банка и вносит частые корректировки в схемы перевода собственных средств;
  • через расчетный счет проходят только транзитные операции без четкого назначения платежа и логического обоснования;
  • поступают крупные суммы денег в одной или нескольких валютах от физических лиц, а потом в течение короткого времени их снимают со счета или переводят третьим лицам;
  • клиенты просят провести платежи по логически противоречивой схеме по сравнению с аналогичными банковскими операциями;
  • деньги уходя на счета зарубежных контрагентов, а от них не поступает товар, нет подтверждающих таможенных документов;
  • компания или физическое лицо проводят сложный инструктаж для проведения стандартной операции, и только по единственно возможной схеме, отметая все предложенные альтернативы;
  • отказ клиента предоставить сотрудникам банка полную информацию о его контрагенте, получателе средств;
  • расхождение между родом деятельности компании и теми операциями, которые она проводит через свои расчетные счета;
  • привлечение слишком большого числа посредников для участия в схеме традиционного перечисления средств между отправителем и получателем.
Читать еще:  Как оплатить триколор через сбербанк

Эти признаки могут привести к тому, что к движению средств по счету такого клиента будет применен повышенный контроль. Ситуация усугубится, если ситуации принимают периодический характер либо встречаются в совокупности.

Список операций, относящихся к сомнительным

Общий перечень операций, которые относятся к сомнительным, перечислен в ст. 6 ФЗ №115. Закон постоянно обновляется и дорабатывается законодателями. Последняя редакция была принята 02.08.2019 года.

Если сделки проходят с наличными, то повышенный интерес вызывают:

  • покупка и последующей перепродажей иностранной валюты и ценных бумаг;
  • размен купюр иностранного государства одного номинала на банкноты другого достоинства;
  • выдача со счетов средств, поступивших на предъявителя;
  • выдача средств со счета юридического лица в непредусмотренных законодательствах случаях и на непонятные цели;
  • перекупка или перепродажа доли в уставном фонде компании физическим лицом за наличный расчет.

Статус сомнительной будет присвоен также операциям зачисления, перевода денег, выдачи кредитов или безналичным сделкам с ценными бумагами. Это произойдет, если одна из сторон-участниц гражданин или компания, которые зарегистрированы в государстве, не выполняющей рекомендации ФАФТ.

В отношении счетов и вкладов сомнения вызовут транзакции, в которых:

  • деньги отправляют в другую страну на анонимный счет физического лица;
  • зачисление средств из-за рубежа на счет клиента в банке РФ происходит от неизвестного отправителя;
  • зачисление и списание средств с расчетного счета компании, с момента регистрации которой в госреестре прошло меньше 3-х месяцев;
  • оформление вклада на третье лицо с зачислением на счет наличных денег;
  • открытие счета на предъявителя и внесение на него средств в сумме, превышающей 600 000 рублей.

Сомнительными будут признаны все операции с недвижимостью на сумму больше 3 млн. рублей. А при работе с движимым имуществом, под особым вниманием находятся такие сделки:

  • передача в ломбард ювелирных украшений или лома драгметаллов;
  • получение или предоставление беспроцентного займа;
  • предоставление или получение имущества в лизинг.

Каждое кредитно-финансовое учреждение, которое проводит безналичные операции, обязано разрабатывать внутренние инструкции по соблюдению закона №115. А также назначать ответственных лиц или формировать отдел, который будет отслеживать все сделки, вызывающие сомнение в чистоте и прозрачности.

Дополнительные меры по выявлению сомнительных транзакций

Кроме выявления и постановки на контроль операций, которые явно относятся к сомнительным, сотрудники банков обращают внимание на такие косвенные признаки:

  • размер уплаченных налогов и полученной прибыли от основной хозяйственной деятельности и других нетипичных сделок;
  • своевременную выплату заработной платы сотрудникам предприятия или ее полное отсутствие;
  • размер заработной платы персонала — слишком низкий или слишком высокий уровень по сравнению с доходами компании;
  • общий фонд заработной платы сотрудников, который не достигает МРОТ, исходя из среднесписочной численности;
  • на счетах нет остатков, что несопоставимо с ежемесячным оборотом юридического лица;
  • частичные перечисления по социальным выплатам при достаточности средств на балансе;
  • нет логической взаимосвязи между поступлением денег и их расходованием;
  • необоснованное резкое увеличение оборотов по счетам;
  • поступление расчетов за товары и услуги без начисления НДС;
  • отсутствие сделок и транзакций по расчетным счетам по прямому виду деятельности компании.

При выявлении таких признаков сотрудники банка обязаны уведомить внутренних отдел по противодействию легализации доходов и содействию терроризму. На сайте Сбербанка размещено видео, где специалист четко описывает, какие операции вызывают повышенный интерес. А также разъясняет, что следует четко отвечать на запросы специалиста иначе это может навредить бизнесу или определенному физлицу. Операции будут заблокированы или приостановлены.

Нормативный документ и полномочия сотрудников банка

ФЗ №115 от 07.08.2001 году описывает сомнительные сделки и действия экономических агентов при осуществлении контроля над транзакциями между гражданами и компаниями. В нем введены основные понятия, признаки и описаны действия при выявлении схем по легализации доходов и содействию терроризму.

Банки наделены определенными полномочиями в случае выявлении сомнительной сделки. Они могут:

  1. Блокировать проведение операции. В этом случае сотрудник банка руководствуется характеристиками сделки и письмом №17 БК РФ от 2010 года. В нем регламентировано право финансового учреждения на приостановку транзакции.
  2. Приостановить проведение операций на 2 дня по ФЗ №167, если возникают подозрения в чистоте и законности сделки.
  3. Расторгнуть договор на банковское обслуживание. Такая инициатива может поступить при отсутствии движения по счетам больше 2-х календарных лет. Такое право предусмотрено в ст. 859 ГК РФ. Предварительно клиенту приходит уведомление о расторжении договора.
  4. Заблокировать все средства на счетах. Это происходит на основании решения Межведомственного координационного органа, который признал основания для подозрения достаточными. В этом случае замораживается также имущество организации или физического лица.

В ситуации, когда гражданин или компания, по отношению к которой применены меры, не согласны с установленными ограничениями, они могут подать в суд. Центробанк постоянно публикует признаки, описывающие сомнительные операции, на которые банки должны обращать повышенное внимание.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector