0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В третьем квартале объем автокредитования в россии начал расти

Бизнес

Финансы

Кредитная кабала: как машины опустошают кошельки россиян

За три месяца россияне накупили 260 тыс. автомобилей в кредит

Россияне продолжают набирать кредиты. В III квартале 2019-го почти 260 тыс. автомобилей куплены с помощью заемных средств. Это почти на 20% больше показателя прошлого года. Если бы не кредиты, то продажи автомобилей, которые и так упали на 0,5%, и вовсе ждал провал. Между тем автомобили и сами в цене дорожают, и обходятся теперь дороже, в то время как денег у автолюбителей больше не становится.

Россияне еще больше залезли в автокредиты. В третьем квартале их выдали на 19,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Это показало исследование Национального бюро кредитных историй (НБКИ) и Автостата, результаты которого есть в распоряжении «Газеты.Ru».

Всего с июля по сентябрь банки выдали 259,2 тысячи автокредитов. При этом по сравнению с предыдущим кварталом, автокредитов выдали на 6,1% больше.

Самой активной по автокредитам в третьем квартале стала Кемеровская область, где прирост кредитов составил 87,4%. Также активно росло число выданных автокредитов в Кировской (+44,4%) и Волгоградской (+39,3%) областях, Чувашской Республике (+37,8%), а также в Тульской области (+35,8%).

В региональном разрезе наиболее высокая доля кредитов традиционно в крупных центрах. Лидирует Москва, где приобрели 19,3 тыс. единиц автомобилей в кредит. Далее идет Московская область — 15,8 тыс. ед., Санкт-Петербург —15,4 тыс. ед., а также Татарстан (13,5 тыс. ед.) и Башкортостан (11,7 тыс. ед.).

Чаще всего россияне отдают предпочтение отечественным маркам машин. Так, Lada до сих пор остается самой продаваемой маркой автомобилей в России. С января по август продажи ключевой модели марки – Lada Granta – выросли на 42% до 85,7 тыс. автомобилей. Кроме того, автолюбители активно скупают и другую модель «АвтоВАЗа» Lada Vesta, продажи которой взлетели на 10,3%.

Впрочем, и эти автомобили россияне преимущественно покупают в кредит. Эксперты признают, что если бы не кредиты, продажи автомобилей, которые и так упали на 0,5%, и вовсе ждал провал.

«Так, в III квартале 2020 года было продано на 0,5% меньше автомобилей, чем за аналогичный период прошлого года.

Стоит отметить, что если бы не автокредитование, падение продаж было бы еще более ощутимым», — указал исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов.

У россиян действительно стало меньше возможностей для покупки новых автомобилей. Реальные доходы граждан в начале кризиса в 2014-году упали на 0,7% и продолжают падать пятый год, свидетельствуют данные Росстата. При этом в 2018 году они показали околонулевой рост.

В итоге едва ли не единственным входом для автолюбителей становятся автокредиты, признает в разговоре с «Газетой.Ru» партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. Причем зачастую россияне, пытаясь сэкономить, берут кредиты на те авто, которые выдаются по субсидированной ставке. Так, ставка автокредитования по стандартным условиям составляет 14-15%, в то время как благодаря господдержке она сокращается до 9%.

Впрочем, если говорить о тех кредитах, которые частично субсидирует государство, то там узкий список доступных для кредитования автомобилей. «Во-первых, машина должна стоить не более миллиона рублей. А, во-вторых, должна быть выпущена автопроизводителем, который локализовал свое производство на территории России. К таким, соответственно, относятся Lada, Hyundai Solaris, Kia Rio и Renault Logan Stepway», — объясняет эксперт.

При этом объяснить такой рост кредитования довольно просто, считает Моржарето. «Кредитные схемы наиболее выгодны при покупке автомобиля в любых странах мира. В Америке 90% автомобилей продается в кредит, в Европе под 80%, у нас эти цифры в районе 50%», — говорит эксперт.

Но даже если деньги на новый автомобиль россияне нашли с помощью кредитов, то на его содержание приходится искать в собственных карманах. Причем искать нужно все больше денег. Так, в этом году средний чек автомобилиста подорожал на 22%, подсчитали в компании «Яндекс.Деньги». Это при официальной инфляции около 4%. Выяснилось, что за год водители в России стали больше тратить в том числе на погашение штрафов. Средний платеж возрос с 496 рублей до 531 рубля.

Чек за запчасти и аксессуары для автомобиля составил 1 632 рубля. На мойку и шиномонтаж владельцы авто тратят 940 рублей, на техобслуживание и ремонт — 4 270 рублей, на бензин — 819 руб.

Всего же за год средние расходы на полное обслуживание легкового автомобиля составляют примерно 100 тыс. рублей,

делился расчетами с «Газетой.Ru» координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

«Это в среднем. Есть автомобили, которые в год и 20 тыс. «едят», а есть и автомобили, которые по миллиону. Все зависит от марки и возраста авто», — поясняет эксперт, указывая, что каждый четвертый свой заработанный рубль водители тратят именно на обслуживание и содержание своего авто.

Примечательно, что на фоне падения продаж сами автомобили дорожают. Средняя стоимость нового автомобиля иностранной марки в России выросла в годовом выражении в сентябре текущего года с 925,4 тыс. до 1,006 млн руб., свидетельствуют данные Росстата. Средняя стоимость нового отечественного легкового автомобиля в сентябре подорожала с 549,6 тыс. до 560 тыс. рублей.

Читать еще:  Возврат страховки по кредиту в сбербанке

Россияне взяли рекордное за 6 лет число автокредитов

В 2020 году россияне взяли 947,3 тыс. кредитов на новые и подержанные машины — рекордное количество за последние шесть лет, подсчитали в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ) и аналитическом агентстве «Автостат» (расчеты есть у РБК). Число выданных автокредитов выросло на 11,9% в годовом выражении, а их суммарный объем — на 18,9%, до 746,45 млрд руб. Средний размер ссуды на машину увеличился на 6,3%, до 787,9 тыс. руб. Данные бюро охватывают почти 100% сегмента автокредитования, уточнили РБК в НБКИ (входит в тройку крупнейших бюро, консолидирует данные около 100 млн заемщиков).

Рост выдачи кредитов на покупку машин наблюдается на фоне снижения продаж новых авто: в 2020 году, по данным «Автостата», было реализовано 1,59 млн автомобилей, на 2,5% меньше, чем в 2018-м. Рынок подержанных машин тоже сократился, но менее значительно — на 0,4%, до 5,4 млн единиц. Если бы не автокредитование, падение продаж было бы еще ощутимее, полагает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. По оценкам агентства, в прошлом году на заемные средства было куплено 45% новых автомобилей против 40% годом ранее.

Госпрограммы как стимул для рынка

Основным драйвером авторынка в 2020 году стали госпрограммы льготного кредитования, признает Удалов. В НБКИ динамику автокредитов также объясняют эффектом господдержки: среднемесячные выдачи таких займов с марта, когда возобновились две льготные программы, заметно выросли как в количественном, так и в денежном выражении. Роль госпрограмм подтверждают и опрошенные РБК банкиры.

Кому государство помогает покупать машины

В прошлом году с 1 марта заработали госпрограммы льготного кредитования «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль», а с 1 июля было увеличено их финансирование. Они предназначены для многодетных заемщиков и тех, кто приобретает машину впервые. Таким клиентам банки дают скидку при оплате первоначального взноса по кредиту в размере 10% от стоимости машины, а им выпадающие доходы компенсируются из бюджета. За десять месяцев 2020 года по программам льготного кредитования было продано более 100 тыс. автомобилей при расходах бюджета 9,4 млрд руб.

Госпрограммы распространяются на автомобили отечественной сборки: покупатель может выбрать их из ограниченного модельного ряда стоимостью до 1 млн руб. (до 2020 года ценовой порог постепенно повышался до 1,45 млн руб., но с 2020-го действуют новые ограничения). В текущем году финансирование программ составит 5 млрд руб., сообщал глава Минпромторга Денис Мантуров.

Рост автокредитования обеспечили не только субсидии от государства, считает глава рейтинговой службы Национального рейтингового агентства (НРА) Сергей Гришунин: выдачи кредитов «подпитываются» и продажами не на первичном, а на вторичном рынке. Продажи на последнем, где автомобили дешевле новых, снизились менее значительно, объясняет он. Фокус официальных дилеров на продажи машин с пробегом в числе основных драйверов автокредитования назвал и первый зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский.

К факторам господдержки и роста рынка подержанных авто начальник управления организации продаж автокредитов ВТБ Владимир Высоцкий добавил снижение в 2020 году ключевой ставки ЦБ и упрощение процедуры оформления кредитных заявок — переход рынка на онлайн-заявки с последующим одобрением.

Спад продаж и одновременный рост автокредитования объясняется в том числе сокращением доходов граждан и снижением ставок в банках, указывает младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Екатерина Щурихина. Кроме того, в прошлом году у банков вырос аппетит к риску в этом сегменте, замечает аналитик Moody’s Лев Дорф: «Банки сокращают требования к первоначальному взносу, при этом некоторые предлагают программы по автокредитам без первоначального взноса, и доля таких кредитов существенно выросла за последние несколько лет».

Как россияне платят по автокредитам

Качество автокредитов остается на высоком уровне, считает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. По его словам, доля ссуд с просрочкой свыше 30 дней составляет 7,6% и практически не изменилась за прошлый год. «Пользователи автокредитов, как правило, не новички в розничном кредитовании. В 2020 году средний персональный кредитный рейтинг (ПКР) заемщика, получившего автокредит, находился на уровне 712 баллов. Это выше средних значений по системе розничного кредитования», — уточняет Волков.

Опрошенные РБК аналитики соглашаются, что качество автокредитов пока считается приемлемым по сравнению с портфелем необеспеченных ссуд. «Наличие достаточно ликвидного залога в виде автомобиля по таким кредитам существенно сокращает потери для банков при дефолте заемщика», — говорит замдиректора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Михаил Полухин. Но первые признаки ухудшения состояния портфеля уже появляются. Так, доля непогашенных в срок автокредитов за 12 месяцев выросла на 1 п.п., а в ноябре 2018-го составляла 6,2%, замечает Щурихина.

Читать еще:  Автокредитование в росбанке как получить одобрение

«Объем автокредитов составляет всего 5% от общего объема розничных кредитов, включающих ипотеку, но с точки зрения ежемесячных платежей автокредиты дают существенную нагрузку, особенно в регионах. Количество заемщиков, имеющих автокредит в дополнение к другим розничным кредитам, также растет в последние годы», — предупреждает Дорф.

Из статистики НБКИ следует, что банки уже стали менее лояльны к желающим взять ссуду на машину. В 2020 году уровень одобрения заявок упал на 7,2 п.п., до 43,5%.

За последние четыре года число россиян, имеющих автокредит, было относительно стабильным. С 2015 года оно выросло с 1,7 млн до 1,8 млн человек, подсчитал ЦБ. Однако за это время росла численность тех банковских клиентов, для кого ссуда на машину не единственная. Так, на 1 сентября 2020 года 8 млн россиян в дополнение к автокредиту имели потребительскую ссуду и кредитную карту (в начале 2015-го таких заемщиков было 6,4 млн), еще 1 млн клиентов были должниками по всем перечисленным продуктам и ипотеке (против 0,4 млн в 2015-м).

2020 год без рекорда

В наступившем году рост автокредитования будет умеренным, считают опрошенные РБК эксперты. «Сегменту по-прежнему будут помогать программы льготного автокредитования, но торможение темпов роста доходов населения может уменьшить влияние этих программ», — замечает Гришунин.

«Динамика в 2020 году будет в существенной степени зависеть от объема государственных субсидий. Пока правительство выделило на начало этого года 5 млрд руб., которые, вероятно, будут израсходованы уже весной», — указывает Дорф.

Сам факт возобновления госпрограмм с начала года поддержит спрос на автокредиты, считает директор департамента автокредитования Русфинанс Банка Алексей Бородавин. «Однако мы понимаем, что выделенного бюджета не хватит, чтобы удержать рынок от снижения, которое в целом по году может составить 5–7%», — добавляет он.

«Несмотря на то что в первые дни нового года наблюдался рост спроса на приобретение автомобилей, в том числе за счет кредитных средств, мы ожидаем снижения рынка продаж новых автомобилей», — указывает первый зампред Совкомбанка. Но, по его словам, для стимулирования продаж банки будут запускать новые программы и предложения, направленные как на конечного клиента, так и на дилерские центры.

О планах увеличить объемы продаж в автокредитовании говорят в ВТБ. «Запланирован запуск новых продуктов — беззалоговый автокредит, программы без первоначального взноса, с увеличенными суммами кредита», — перечисляет Владимир Высоцкий. Он рассчитывает, что спрос на автомобили с пробегом также станет драйвером выдачи автокредитов в 2020 году.

Выдачи обновили максимум

Несмотря на прогнозируемое банкирами замедление выдачи автокредитов, сегмент продолжает демонстрировать бурный рост. В третьем квартале, по данным крупнейших бюро кредитных историй (БКИ), объем выдачи превысил докризисные показатели. Эксперты отмечают, что рост продаж автомобилей в кредит обеспечили ослабление рубля и ожидаемое гражданами значительное подорожание автомобилей в следующем году.

По данным БКИ «Эквифакс», в третьем квартале этого года банками было выдано свыше 181 тыс. автокредитов более чем на 132,9 млрд руб. Схожие данные приводят и в БКИ ОКБ. По их оценке, объем выдачи кредитов на покупку машин в третьем квартале превысил 127 млрд руб., превзойдя показатель докризисного третьего квартала 2013 года (125,3 млрд руб.), и приблизился к объему четвертого квартала 2013 года, когда выдачи были наиболее высокими. «По нашим данным, в июле—сентябре этого года было выдано автокредитов более чем на 160 млрд руб., что является историческим рекордом за последние четыре года»,— подтверждает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.

При этом, по данным всех БКИ, в третьем квартале наблюдался значительный рост среднего чека автокредита. Как отмечают в «Эквифаксе», средняя сумма выданной ссуды достигла рекордного уровня в 733 тыс. руб. По данным ОКБ, этот показатель составил почти 831 тыс. руб. По данным НБКИ, средний размер автокредита составил 781,6 тыс. руб., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 102,5 тыс. руб. (или на 15,1%). «Рост объемов автокредитования происходит за счет увеличения среднего чека по автокредитам в июле—сентябре текущего года,— говорит и. о. гендиректора ОКБ Николай Мясников.— Скорее всего, это связано с тем, что граждане спешат приобрести автомобили, опасаясь повышения цен в 2020 году из-за ослабления курса рубля и повышения НДС».

Как граждане накапливают потребительские долги

По словам гендиректора БКИ «Эквифакс» Олега Лагуткина, волатильность на валютном рынке привела к тому, что ряд автопроизводителей уже повысил цены на свою продукцию, соответственно, гражданам пришлось заплатить больше за выбранный автомобиль. «Кроме того,— добавляет господин Волков,— банки стараются кредитовать прежде всего заемщиков с хорошей кредитной историей, которые, в свою очередь, все чаще прибегают к кредитам на покупку более дорогих автомобилей. Кроме того, многие граждане пытаются реализовать отложенный спрос перед возможным ростом цен на автомобили».

Резкое ослабление рубля спровоцировали новости о проекте новых санкций против России (см. “Ъ” от 8 августа). В третьем квартале курс доллара вырос почти на 10%, причем только в августе он поднялся более чем на 8% и закрепился выше уровня 68 руб./$. При этом спрос поднимался не только на автомобили, но и на иные товары импортного производства, для покупки которых граждане прибегали к кредитным средствам (см. “Ъ” от 16 августа).

Читать еще:  Досрочное погашение автокредита в юникредит

Почему граждане разобрали автокредиты

Интерес к автокредитам превысил даже показатели второго квартала текущего года, когда заемщики торопились приобрести машину до окончания действия госпрограммы льготного автокредитования (см. “Ъ” от 3 августа). Традиционно госпрограмма обеспечивает примерно половину всех кредитных продаж авто, в 2018 году в рамках нее было продано почти 100 тыс. машин. Тогда участники банковского рынка ожидали существенного замедления кредитных продаж автомобилей до возобновления программы с 2020 года (см. “Ъ” от 3 августа).

Банкиры подтверждают, что разгону автокредитования способствовала в первую очередь валютная волатильность. «В 2015 году после скачка доллара подорожание на некоторые марки составило до 60–70%,— говорит руководитель розничного блока Юникредитбанка Иван Матвеев.— По итогам девяти месяцев 2018 года Россия сильно отыграла свои позиции по рынку сбыта новых автомобилей и вошла в топ-5 крупнейших европейских рынков». По его словам, значительную роль в этом сыграл отложенный спрос. «Средний возраст автомобилей, находящихся во владении у граждан, сильно растет при возникновении экономических трудностей, и сейчас он превышает пять лет,— отмечает господин Матвеев.— Но люди, год-полтора откладывавшие эту покупку, видимо, решили в третьем квартале, что лучше ее совершить сейчас, пусть и с привлечением кредитных средств, нежели медлить дальше и потратить значительно больше в следующем году».

Объем автокредитования в III квартале вырос на 1,8%

Объем автомобильного кредитования в России в третьем квартале 2015 года вырос на 1,87% по сравнению с предыдущим кварталом. Однако по сравнению с тем же периодом 2014 года результат оказался ниже на 34%. Всего же в июле—сентябре банками выдано 135,5 тысяч новых кредитов.

По данным Национального бюро кредитных историй, в III квартале снизилась доля автомобилей, приобретенных в кредит. Если во II квартале в структуре проданных авто 41% составляли «закредитованные», то теперь этот показатель составляет 37%. На этом фоне вырос размер среднего кредита, темпы роста просроченной задолженности замедлились. Коэффициент просроченной задолженности за отчетный период увеличился на 0,1%, достигнув 8,4%.

по словам генерального директора НБКИ Александра Викулина. Данные свидетельствуют не только об ухудшении покупательной способности населения, но и о более внимательном отборе заемщиков со стороны банков.

Снижению темпов падения продаж способствовала государственная политика в части субсидирования процентной ставки. Если в первом полугодии продажи снизились на 41–50%, то в III квартале их объем уменьшился на 30%.

Подпишись на ежедневные новости банков в Путилково

Получайте ежедневно актуальную информацию о выгодных вкладах, кредитах и всех предложениях в вашем городе. В любой момент можно изменить параметры подписки, настроить частоту уведомлений, или отказаться от нее.

Пресс-релизы и новости от банков Путилкова

ВТБ дополнил портфель продуктов новым автокредитом без залога

ВТБ дополнил портфель продуктов новым автокредитом без залога по ставке от 9% годовых для клиентов-участников зарплатных проектов.

Русфинанс Банк уменьшил стоимость заемных средств на покупку подержанных автомобилей до 3,9% годовых с 22-го января 2020-го года

Русфинанс Банк уменьшил стоимость заемных средств на покупку подержанных транспортных средств до 3,9% годовых с 22-го января 2020-го года.

Русфинанс Банк вновь предоставляет автокредитование по госпрограммам на льготных условиях

Русфинанс Банк в качестве участника госпрограмм вновь начал предоставлять кредиты по программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» на льготных условиях. Выдача кредитов возобновилась с января 2020-го года.

Банк «Уралсиб»: условия по автокредитам автомобили с пробегом иностранного производства улучшены с 19-го декабря 2019-го года

Банк «Уралсиб»: условия по автокредитам автомобили с пробегом иностранного производства улучшены с 19-го декабря 2019-го года.

Банк «Уралсиб» дополнил линейку продуктов для частных клиентов новым автокредитом на покупку премиальных брендов с 19-го декабря 2019-го года

Банк «Уралсиб» дополнил портфель продуктов новой программой предоставления заемных средств на приобретение автомобилей премиальных брендов.

Банк «Уралсиб» снизил минимальную процентную ставку по автокредитованию до 9,9% годовых

Банк «Уралсиб» уменьшил стоимость заемных средств на покупку автомобилей по программе автокредитования Промо» до 9,9% годовых.

Новые офисы банков в Путилково

«Геобанк» Дополнительный офис «Путилково»

Адрес: Московская обл., Красногорский р-н, д. Путилково

«Московский Индустриальный Банк» Дополнительный офис № 16/5

Адрес: Московская обл., д. Путилково, 71 км МКАД, стр. 16а

«Московский Кредитный Банк» Банкомат

Адрес: Московская обл., д. Путилково

«Авангард» Офис «Авангард-Экспресс» № 8957

Адрес: Московская обл., д. Путилково, 71-й км МКАД

«Райффайзенбанк» Банкомат

Адрес: Московская обл., д. Путилково, 71 км МКАД

«МС Банк Рус» Операционная касса

Адрес: Московская обл., д. Путилково, 71-й км МКАД, д. 16, стр. 2

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector